Книги Энтони Авени "Империи Времени" в сети ненашел, сосканил некоторые главы и отцифровал.
Вот хорошая глава про Венеру, она не только наглядную астрономическую картинку движения Венеры рисует, но и Майянский календарь, на ее циклах основаный показывает.
ЦИКЛЫ ВЕНЕРЫ
Дрезденская рукопись
(из книги Энтони Авени «Империи Времени»)
В отличие от гравированных надписей, в основном посвященных обожествлению знати, майянские рукописи содержали ценные фактические данные наблюдений и таблицы астрономических явлений, а также основные правила совершения предсказаний. Отличие от большинства стел состоит еще и в том, что «информация» содержавшаяся в рукописях, имела скорее частный, чем публичный характер. Дрезденская рукопись, части которой показаны на рис. 6.9, была предназначена исключительно для жрецов
(часть другой майянской рукописи показана на рис.4.2D).
В этих документах календарное мышление майя достигает наибольших высот. Невозможно даже приблизиться к осознанию глубины и точности майянского учета времени, не познакомившись хотя бы с частью этих книг.
Одна из четырех сохранившихся майянских книг, Дрезденская рукопись, была создана на Юкатане в XI веке. Написанная на покрытых известью деревянных досках и раскрашенная растительными красками, она в точности соответствует описанию майянских книг, данному более четырехсот лет спустя очевидцем испанского вторжения на Юкатан:
Они писали свои книги на большом листе, согнутом складками, который сжимали двумя дощечками, сделанными очень красиво. Они писали с одной и с другой стороны столбцами, следуя порядку складок; эту бумагу они делали из корней специального дерева и покрывали ее белым лаком, на котором удобно писать .
Чтобы добраться до сути познаний майянских хранителей времени, я задамся целью разобрать по частям их календарь и сосредоточиться на его отдельных составляющих —так же, как я разбирал во второй части наш собственный календарь. Данный конкретный раздел будет посвящен тому, как майя исследовали сложное движение планеты Венера, хотя это не единственное небесное тело, которому они уделяли внимание; несомненно, были и другие. Будучи одной из немногих полностью расшифрованных частей рукописи, описание движения Венеры дает нам редкую возможность получить представление о том, какая скрупулезность, точность и сложность отличает творение майя — составителей календаря.
Что символизировала Венера в майянской мысли? Известно, что для постклассических майя эта планета была богом-мужчиной, светлокожим Кецалькоатлем, как его называли толтекские завоеватели; майя же называли его Кукульканом. Возможно, за ним в какой-то мере стояла реальная личность, человек, изгнанный в X веке из Тулы, толтекской столицы Центральной Мексики, откуда он, по преданию, пришел на Юкатан, где основал новую империю. Он предсказал свое возвращение, совпавшее со вторжением в Мексику Кортеса в 1519 году, — обстоятельство, которым испанцы не преминули воспользоваться. Мотекухсома (Монтесума), правитель ацтеков, унаследовавших миф о Кецалькоатле у толтеков, сложил с себя полномочия в ожидании того, что бог вернется и заявит о своих на них правах.
Обычному мифу о возрождении в Анналах Каутитлана, книге, появившейся после испанских завоеваний, придается астрономическая окраска:
Говорили, что Кецалькоатль умер, когда звезда стала видна, и с этого времени его стали называть богом рассвета. Говорили, что, когда он умер, он был невидим четыре дня; говорили, что он сошел в подземный мир и в течение четырех дней был костью [«мертв»]. Лишь по прошествии восьми дней появилась великая звезда. Говорили, что Кецалькоатль затем взошел на трон как бог.
Один из вариантов мифа о воскресении, звучащий в европейском духе, утверждает, что Кецалькоатль стал горьким пьяницей. За этот грех его вынудили покинуть родину и уйти на восток, где он развел для себя погребальный костер. Огонь вознес его сердце в небо, и оно превратилось в планету Венера.
Какой физический аспект видимого движения Венеры интересовал майя? Путешествие Кецалькоатля в подземном мире соответствует 8-дневному исчезновению этой планеты на фоне Солнца. Исчезнув на западе в вечерних сумерках, Венера затем примерно через 8 дней появляется на утреннем небосводе незадолго до восхода Солнца.
Постепенно, по мере того как Венера начинаег восходить все раньше и становится видна в течение все большего времени, ее ослепительный блеск, по яркости превосходимый лишь Солнцем и Луной, достигает максимума. Удаляясь в своем видимом местоположении от Солнца, она теряет яркость. Спустя около 9 месяцев (263 дня) небесных блужданий, Венера вновь приближается к Солнцу и в конце концов скрывается в его лучах.
Она отсутствует на небесной сцене примерно 50 дней, проходя в это время позади Солнца. Затем она вновь становится видна в вечернем небе в течение дополнительного 9-месячного периода; ее яркость возрастает и вновь достигает максимума к концу периода видимости вечерней звезды. Таков круг Венеры, который должны были наблюдать майя и по сей день наблюдаем и мы, — замкнутый цикл, который можно подразделить на четыре части: два неравных промежутка исчезновения, перемежаемые двумя 9-месячными периодами, когда ее яркий свет виден над восходящим или заходящим Солнцем в утренних или вечерних сумерках.
Продолжительность полного цикла Венеры составляет немногим меньше 20 наших месяцев, или около 584 дней, что как раз и зафиксировали майя в Дрезденской рукописи.
Со времен великого научного Возрождения в западной культуре укоренилась привычка воспринимать совокупность планет как гелиоцентрическую орбитальную пространственную структуру, в которой Венера и Земля выступают в роли спутников Солнца, обращаясь обе вокруг него, хотя и с различными периодами. Через равные промежутки времени Венера, обогнав нас на очередной круг, оказывается между Землей и Солнцем и скрывается из виду. Уйдя вперед, она движется среди звезд, пересекая утреннее небо. Затем орбитальное движение приводит Венеру на противоположную от нас сторону Солнца, после чего следует ее появление на вечернем небе. Математические расчеты показывают, что в системе координат, связанной с Солнцем, Венера совершает свой оборот за 225 дней. Мы, конечно, не живем на Солнце, но все же некоторым образом стали считать этот промежуток времени «истинным» периодом обращения Венеры.
Но это наше объяснение венерианского цикла. Чтобы понять, как представляли его себе майя, нам необходимо отказаться от своего обретенного в эпоху Возрождения гелиоцентрического представления и помнить о том, что 584-дневный цикл Венеры, видимый земному наблюдателю, весьма далек от солнечного венерианского года западной астрономии.
На рис. 6.10 представлена часть цикла Венеры в том виде, в котором он непосредственно наблюдается в небе.
Среди девяти планет Венера уникальна по своему движению (сходным образом движется Меркурий, однако из-за своей близости к Солнцу он обычно не виден). Марс Юпитер и Сатурн, например, движутся по всему небу. В отличие от Венеры, они могут занимать положения, противоположные Солнцу, и потому быть видны высоко в небе в полночь. Венера же поистине кажется прикрепленной к Солнцу эластичной привязью, на которой болтается из стороны в сторону, как чертик на резинке, никогда не отклоняясь от Солнца на угол, больший 45 градусов. В то время, когда она не видна, следующая за Солнцем в его движении вниз в западной части вечернею неба или предваряющая близкий его восход утром на востоке» ее скрывает ослепительный солнечный свет. Количество дней в полном цикле (584) стало для майянских предсказателей магическим числом. А учитывая реально доступные наблюдения Венеры, мы вправе предположить, что майя разбили ее временной цикл на четыре периода, или «стояния»: «вечерней звезды», «утренней звезды» и два неравных периода исчезновения. При том увлечении четырехчастностью, которое было характерно для всей Центральной Америки (см. рис. 6.6), насколько должны были майя быть довольны собой!
Майя обнаружили еще одну связь венерианского числа с божественной гармонией; 584-дневный пикл соотносится с 365 днями ха-аба точно как 8:5. На языке наблюдаемой реальности это означает, что некогда зафиксированное стояние Венеры должно повториться через 8 календарных лет. Предположим, например, что сегодня имеет место гелиакический восход Венеры; тогда астрономы могут быть уверены, что такое же событие произойдет через 8 лет, примерно в ту же дату (с точностью до одного-двух дней, так как продолжительность сезонного года несколько превышает 365 суток).
Как убеждает этот краткий урок бестелескопной астрономии, майя видели в Венере нечто отличное от того, что видим в ней мы. Поскольку она всегда сопровождает Солнце, они превратили ее в мифического бога, восстававшего из пепла. Зная о том, как движется Венера, мы можем перелистать страницы майянского венерианского календаря и попробовать разобраться в том, как он работал. На рис, 6.9 изображена первая из пяти последовательных страниц Дрезденской рукописи, составляющих таблицу движения Венеры (эти страницы имеют номера с 46 по 50). Каждая из этих страниц имеет один и тот же формат, обычный для майянских календарей. С левой стороны на этой странице расположена последовательность временных интервалов, записанных с помощью кружков и планок, а справа — ряд рисунков, изображающих небесные события. Определенные иероглифические символы, встречающиеся среди рисунков и временных интервалов, могут быть идентифицированы как обозначения Венеры, поскольку именно на этих страницах Дрезденской рукописи они появляются особенно часто.
Сумма четырех изображенных в светлых тонах чисел в нижней части изображенной на рисунке страницы 46 составляет 584. То, что записаны именно четыре интервала, — не простое совпадение; они представляют собой четыре основных стояния Венеры. Крайнее справа число, записанное вертикально как «08» (обратите внимание на стилизованную раковину над числом, замещающую сжатый кулак и имеющую смысл нулевого символа), соответствует 8-дневному периоду исчезновения — наиболее выделяющемуся в цикле Венеры.
Расположенные выше на каждой странице числа, записанные черным, представляют собой накопленные суммы интервалов. Каждое из них получается путем прибавления к предыдущему черному числу светлого (красного) интервала, записанного ниже в той же вертикальной колонке, — еще одно проявление того же пунктирного ощущения времени, которое нашло выражение на Плите Креста в Паленке: интервал-событие-интервал-событие.
Такая структура сохраняется на протяжении всех пяти страниц и завершается окончательным результатом суммирования на странице 50, составляющим пятью 584, или 2920 дней. Затем, подобно самому майянскому времени, таблица замыкается в цикл, и мы возвращаемся к странице 46, чтобы вновь начать прохождение по таблице, в точности так, как ведет себя в небе Венера.
Львиную долю площади каждой из пяти венерианских страниц занимают первые 13 горизонтальных строк символов в верхней части таблицы. Каждая из них содержит четыре символа, означающих начало четырех стояний Венеры на языке 260-дневного цикла. Обратите внимание, что каждый из символов состоит из двух частей — числа из 13-элементной последовательности и иероглифа из 20-элементного цикла. Так, строка 1, прочитанная на всех пяти страницах, соответствует пяти последовательным прохождениям Венерой своего 584-дневного цикла, строка 2 — следующим пяти прохождениям и так далее. Промежуток времени, охватываемый таблицей, составляет таким образом 5 страниц х 13 строк х 584 дня на каждой странице, или 37 960 дней
Этот интервал также обладает свойством соразмерности с остальными важными циклами. Он является общим кратным
1) 584-дневного периода Венеры,
2) 260-дневного цолькина и
3) 365-дневного приближенного года.
Такой обычай создавать альманахи, состоящие из все более и более продолжительных циклов, кратных друг другу, представляется календарной навязчивой идеей майя. Отголоски этого обнаруживаются и в таблице
лунных затмений в следующей части Дрезденской рукописи.
Но что же, по мнению майя, происходило, когда Венера совершала свое великое преображение и возрождалась на утреннем небе после переломного 8-дневного отсутствия? Ответ дают тройки рисунков, вертикально расположенные на каждой странице.
На среднем рисунке на странице 46 мы видим одну из ипостасей бога Венеры. В левой руке он держит атлатль, с помощью которого он только что метнул дротик — пучок ослепительных лучей света, который обычно можно видеть во время утреннего гелиакического восхода Венеры. Его дротик предназначен для жертвы, изображенной внизу уже с этим дротиком в животе. Знаками, расположенными между рисунками, записаны предсказания, относящиеся к периодам стояний Венеры.
На сегодняшний день эти сложные иероглифы, включающие в себя множество префиксов и суффиксов, расшифрованы лишь частично, но смысл их ясен: ключевые точки траектории движения небесного божества предвещают важные события в жизни людей. Их можно приблизительно перевести как «горе семенам кукурузы» или «появление болезни». На верхнем рисунке изображен восседающий на корточках на троне старый беззубый бог, который приносит жертву богу Венеры в честь его нового появления.
В целом этот майянский документ производит впечатление весьма точной астрономической системы, прочно связанной с астрологией.
Майя нуждались в точных знаниях о цикле Венеры для практических целей. Поскольку согласно их верованиям каждая грань повседневной жизни управлялась небесами, ведение гражданских, религиозных, сельскохозяйственных дел требовало точного распорядка.
Достижение согласованности с природой заменило стремление к возвышению разума, по крайней мере такого рода, как мы унаследовали от греков. Нам режет слух лишь то, что истинное астрономическое знание пребывало в ритуальньгх оковах. Но, опять-таки, это лишь вопрос восприятия. С нашей точки зрения астрология — это мистическая сила, способная свести на нет все те блестящие результаты, которых достигли майя в понимании происходящего в небесах: спросите-ка любого современного астронома, что он думает об астрологии! Однако движущей силой майянских наблюдателей была, по-видимому, все же религиозная мысль. Они всегда искали наилучшие способы решения проблемы согласования между собой всего, что связано с природой, обществом и богами.
Парадокс состоит в том, что в то время, как майянские хранители времени были озабочены точностью предсказаний, они, по-видимому, жульничали, существенно искажая венерианские даты для религиозных надобностей. Возьмем 236-дневный интервал, записанный внизу 46 страницы.
В действительности продолжительность присутствия Венеры на небосводе может существенно отличаться от усредненного значения в 236 суток. Зачем же канонизировать фиктивный интервал? Это лишь одна из множества загадок майя, все еще ждущая своего разрешения. Довольно странно, но три из четырех записанных в таблице венерианских интервалов представляют собой либо точное кратное лунного месяца, либо его половину (значение в 263 дня близко к восьми лунным синодическим месяцам).
В своей таблице майя могли предпринять попытку согласовать между собой ритмы Луны и Венеры. Фактически, проницательный человек даже мог бы использовать таблицу движения Венеры для предсказания лунных затмений. Но это уводит нас в укромные и до конца не исследованные уголки майянской календарной астрономии. Если они вносили в таблицы полуфиктивные венерианские интервалы, то как они могли использовать свои эфемериды для предсказания дат появления Венеры? Для ответа на этот вопрос обратимся к странице (изображена на рисунке 6.9 продолжение), которая непосредственно предшествует пяти страницам, посвященным Венере. Она представляет собой нечто вроде инструкции по эксплуатации. Колонки D, E, F и G этой страницы составляют таблицу кратных 2920 (5 х 584) дней — большое подспорье для майянского жреца, которому требовалось рассчитать нагромождение циклов Венеры.
Однако некоторые числа, в частности записанные в первой и второй строках сверху, на несколько дней отличаются от значения, соответствующего целому числу циклов Венеры. Наблюдатели за Венерой использовали эти «искаженные» кратные в качестве средства корректировки, так что, использовав таблицу несколько раз подряд, жрец мог соотносить предсказания, взятые из таблицы для данного времени, с действительным поведением Венеры в своем истинном цикле.
Когда же майянские жрецы поняли, что истинная продолжительность цикла Венеры (583,92 дня, если быть точным) слегка меньше Целого числа 584, записанного ими в этом качестве? (Майя не пользовались ни десятичными, ни простыми дробями; их основной-едицицей были полные сутки.)
Это приводило к тому, что после одного прохождения некоторой строки таблицы реальная Венера должна была отставать от того, что записано в рукописи, на 0,4 суток (5 х 0,08). По прошествии 65 венерианских циклов (одного полного прохождения всех 13 строк таблицы) время Дрезденской рукописи отставало бы от истинного венерианского на 5,2 суток.
Согласно же «руководству по эксплуатации», чтобы не выходить из графика, жрецу не следовало идти по таблице до самого конца эфемерид. Ему нужно было остановиться после 61-го цикла, вычесть 4 дня и вернуться в начало таблицы. При выполнении этой рекомендации соответствие таблицы истинному расписанию Венеры становилось более точным; теперь она опережала его на 0,88 суток, так как (61 х 584 - 4) - (61 х 583.92) = 0,88. Более же важным было то, что такая операция делала возможным соблюдение еще одного незыблемого правила майянской календарной науки: таблица всегда должна была начинаться вновь в одно и то же число и наименование дня — в данном случае день 1 Ахау в 260-дневном ритуальном цикле, или день Венеры.
В нашем календаре это было бы чем-то вроде требования, чтобы первое новолуние каждого года обязательно приходилось на среду! Согласно же другой части корректировочной таблицы, в некоторых случаях жрец должен был остановиться в прохождении таблицы не на 61-м, а на 57-м венерианском цикле. После этого он должен был вычесть 8 дней и вернуться в начало; результатом этого также будет то, что новое начало таблицы придется на нужный день цолькина. Корректировка второго рода должна была предприниматься лишь после того, как корректировка первого рода была совершена четыре раза подряд. Точность учета времени, достигавшаяся после внесения таких поправок, была поистине поразительной: после 61+ 61+ 61 + 61 + 57 = 301 прохождения таблицы накопившаяся ошибка составляла 4 (61 х 584 - 4) + (57 х 584 - 8) - 301 х 583,92 = 0,08 суток.
В наших терминах это означает, что разница между истинным и табличным положением планеты составляет всего 2 часа за 5 столетий! Не было ли у майя своего «Института Высших Исследований»?
Подобно нашим реформаторам календаря, майянские хронологи должны были упорно трудиться над отысканием удовлетворительного решения проблемы Венеры. По сути дела, прослеживаются четкие параллели между тем, что они сделали в X веке, и тем, что наши предки по крайней мере дважды (в 45 г. до н. э. и 1582 г.) предприняли для исправления нашего годового календаря. Число Длинного Счета 9.9.9.16.0, записанное в «руководстве по эксплуатации» таблицы Венеры, долгое время считалось начальной датой таблицы — днем гелиакического восхода Венеры. Этот день соответствует 1 Ахау в цолькине (чего можно было ожидать) и 18-му дню месяца Кайяб в хаабе. Далее оказывается, что гелиакический восход Венеры имел место лишь через 17 дней после 9.9.9.16.0 (16 февраля 623 года н. э. по нашему календарю); однако если перенестись от этой даты на три Больших Цикла, то есть на три прохождения венериан-ской таблицы, мы получим еще одно I Ахау 18 Кайяб, и эта дата будет точно соответствовать гелиакическому восходу Венеры — тому, что произошел 20 ноября 934 года. Основывали ли майя свою таблицу на этой последней дате, когда ритуальное и природное времена совпали столь причудливым образом?
Антрополог Флойд Лоунсбери считает, что да. Он аргументирует это тем, что, поскольку Дрезденская рукопись (вероятно, копия более древнего документа) появилась примерно на два столетия позже этой даты, астрономы могли предпринять попытку создания точной таблицы движения Венеры хотя бы на некоторый промежуток времени . Лишь спустя довольно длительное время после 934 года, даты формального ввода в действие календаря Венеры, майянские астрономы заметили недостатки своего
расписания. Для того чтобы сохранить согласование имевшей для них огромную важность даты 1 Ахау с событиями истинного цикла Венеры, им пришлось сдвинуть начальную дату таблицы (то есть выбросить дни).
Еще одно прохождение по таблице переносит нас 10.10.11.11.17 (25 октября 1038 года), к каковому времени разница между табличным и истинным гелиакическими восходами Венеры достигла 5,2 суток. Очевидно, майянские астрономы еще не достигли достаточных успехов в наблюдениях, чтобы быть уверенными в том, что эта ошибка будет накапливаться и впредь; по крайней мере, они, по-видимому, не предприняли в этом отношении никаких корректировочных мер.
Если мы проследим за тем, как работала схема внесения поправок, основанная на искаженных кратных корректировочной таблицы, в течение еще трех последовательных прохождений по таблице движения Венеры, начальная дата календарного круга сместится сначала на 1 Ахау 18 Во (6 декабря 1129 г.), затем на 1 Ахау 13 Мак (15 июня 1227 г.) и, наконец, на 1 Ахау 3 Шуль (17 декабря 1324 г.). Каждый из этих сдвигов, как показывает рис 6.11, приводит таблицу почти в точное соответствие с истинным циклом Венеры. В результате первого сдвига жрецы майя, по-видимому, добились двойной корректировки (на 8 дней), уменьшив расхождение с 5,2 + 4,2 = 9,4 до всего 1,4 суток. В результате второго сдвига была осуществлена одинарная корректировка (на 4 дня). Это снизило расхождение с 6,2 до 2,2 суток; наконец, в третьем случае ошибка в 7,2 суток была уменьшена до 3,2. Эта операция переносит нас к временам, которые отдалены от испанских завоеваний всего на несколько поколений. Но к этому времени классический период давно закончился. Археологи не могут точно сказать, что произошло, но, вероятно, трудности в сельском хозяйстве привели к тому, что бюрократия стала еще более далека от народа. Каковы бы ни были причины упадка, но майя перестали вести учет времени в Длинном Счете примерно тогда же, когда перестали сооружать стелы с изображениями и возводить пирамиды.
Правители уже не претендовали на время и родословную богов. Вероятно, они уже не могли объявлять себя божественными. К XIV веку уже не стало проницательных жрецов-астрономов, которые могли бы внести поправки в таблицу движения Венеры: из-за все возраставшей неэффективности этой таблицей пользовались все меньше — у майя не нашлось своего папы Григория, который бы улучшил то, что предпринял для исправления сбившейся линии времени предыдущий Цезарь. При таком медленном росте ошибки в местонахождении Венеры, который обеспечивала мудрая корректировочная схема, описанная в Дрезденской рукописи (сейчас эта ошибка составляет около суток за столетие), мы можем только гадать, сколько требовалось времени майянским астрономам для того, чтобы осознать необходимость новой реформы венерианского календаря. И можно только догадываться, какие еще правила они могли бы установить, однажды убедившись в его недостатках.
Я предположил, что таблица Венеры в Дрезденской рукописи может считаться справочником по точным эфемеридам — своеобразным прибором, основанным на прошлых наблюдениях и созданным с целью точного предсказания дат важных моментов в движении Венеры в будущем.
В течение более четырех столетий жрецы майя со все возраставшей тщательностью поддерживали правильность таблицы. Я также полагаю, что майя совершенствовали свой календарь Венеры точно таким же образом, как подправляли свою солнечную систему учета времени астрономы Старого Света. И те, и другие были вынуждены изменять то, что они перед тем канонизировали, — посредством двухшагового процесса, включавшего в себя сброс календарного механизма с целью приведения его в соответствие с реальным событием и установление более точных предписаний с целью уменьшения будущего расхождения между истинным и номинальным временем. Пьеса в Старом и Новом Свете была одной и той же; разными были лишь актеры на небесной сцене.
Рисунки
Дрезденская рукопись. Часть майянского календаря Венеры, нарисованного на покрытых известью деревянных досках. Корректировочная таблица для календаря Венеры {слева), непосредственно следующая за страницей, изображенной справа, может рассматривать-ся как таблица умножения с основанием, равным продолжительности в сутках пяти циклов Венеры (колонки D, E, F, G). Произведения, расположенные в верхней части таблицы (разаг-лы 1 и 2), слегка отличаются от чисел, кратных продолжительности цикла, что привело исследователей к мнению, что жрецы-астрономы вносили в ритуальную таблицу небольшие поправки для поддержания ее в соответствии с реально наблюдаемыми в небе событиями. Пятизначные числа, представленные в виде кружков и планок, в нижней части колонок В > С представляют собой даты событий, связанных с Венерой, согласно Длинному Счету, тайные от начала эпохи сотворения; числа, помеченные кружками, — разности между мя числами Длинного Счета.
реконструкция
http://www.famsi.org/research/graz/dresdensis/images/gates_pg24.jpg
Страница 46 Дрезденской рукописи (внизу) представляет собой первую страницу пятистраничного майянского календаря Венеры, имеющего точность до двух часов за пятьсот лет. Несколько первых строк стерты. Четыре числа в 26-й строке, являющиеся количествами дней в четырех стояниях Венеры, — это 236,90,250 и 8 (слева направо).
Числа в 19-й строке — 236, 326,576 и 584 — накопившиеся суммы.
Строки 14, 20 и 25 содержат обозначения дней в цикле солнечного года (хаабе),
строки 1 —13 — в 260-дневном ритуальном цикле (цолъкине). Обратите внимание на иероглифы Венеры. ИСТОЧНИК: J. Eric S. Thompson, «A Commentary on the Dresden Codex», Memoirs of the American Philosophical Society 93 (1972): 24, 46-60.________
Реконструкция
http://www.famsi.org/research/graz/dresdensis/images/gates_pg46.jpg
Рис 4.2D
Полоса зодиака —лишь один из множества небесных кругов с помощью которых можно отмерять время, и наличие зодиака как в Старом, так и в Новом Свете указывает на возможность того, что это понятие универсально В приведенном зодиаке майя из Парижского Кодекса, этом параде животных, последние держат в своих зубах майянские знаки дней, в виде которых изогнуты тела змей. Среди тринадцати созвездий легко различимы змея, птица, скорпион, черепаха и гремучая змея. ИСТОЧНИК: Codex Paris, Bibliotheque Nationals Paris: Codices Selecti, vol. IX (Graz: Akadcrnische Dru u. Verlagsanstalt, 1968)
___
Цикл Венеры в том виде, в котором он наблюдается на сцене небесного театра. Чередующиеся пары графиков отражают поведение Венеры в небе во время сумерек вблизи горизонта. Каждая точка графика отделена от соседней пятью сутками:
(1) первый интервал «утренней звезды»;
(2) первый интервал «вечерней звезды»;
(3) второй интервал «утренней звезды» и так далее.
Обратите внимание, что после пяти пар (5 периодов по 584 дня) картина повторяется (сравните графики 1 и 11, 2 и 12 и т. д.). ИСТОЧНИК: предоставлено О. Гингричем и Б. Уэлтером, Астрофизическая лаборатория С митсоновского института, Кембридж, Массачусетс
Центральноамериканские подразделения времени и пространства на
четырелетия.
(А) Новогодний календарь из Мексики раннего колониального периода несет в себе первые следы европейского влияния. Время истекает из гелиоцентрической вселенной в направлении против часовой стрелки. Полный виток спирали составляет четыре года, а тринадцать витков — священный цикл из 52 лет. ИСТОЧНИК: D. Duran, Books of ■ Gods, Rites, and Ancient Calendars^ trans. F. Horcasitas and D. Heyden (Norman: University Oklahoma Press, 1971). (B-D)
Среди других четырехсторонних подразделений древней Центральной Америки — разделенные на четверти круги из лунок, высверленных в полу в Теотихуакане (В, С) и разделенная на четверти вселенная с существами, связанными с каждой из четвертей (рисунок из книги времен до завоеваний). ИСТОЧНИКИ: $Ш) Рис. X. Хартенга. (С) Фото Л. Авени. (D) Codex Fejervary-Mayer p. 1, Free Public Muse-am, Liverpool, 12014/M (HMAI Census no. 118),- Codices Selecti, voL XXXVI (Graz: Akademis- Pruck-u. Verlagsanstah, 1968).__ ___
Часть графика, показывающего расхождение между истинным временем появления Венеры и предсказанным согласно таблице. Майя корректировали свои эфемериды Венеры практически таким же образом, каким Юлии Цезарь, а впоследствии папа Григорий XIII реформировали христианский календарь. ИСТОЧНИК: По работе F. Uiunsbury, «The Base of the Venus Table of the Dresden Code* and its Significance for ibe Calendar Correlation Problem», в книге A. Aveni and G. Brotherston, eds.. Calendars in Mcsoamerka and Peru: Nanve American Compulations of Time (Oxford British Archaeological Reports International Series SI 74 1983). pp. 1-26.
Ссылки:
Дрезденский кодекс майя (Dresden codex)
Здесь в формате Jpg с паралельной реконструкцией в цвете.
http://www.famsi.org/research/graz/dresdensis/thumbs_0.html
(и много помимо этого интересного)
Здесь в формате pdf
(95.7 MB). http://www.famsi.org/mayawriting/codices/pdf/dresden_fors_schele_all.pdf
(48.2 MB). http://www.famsi.org/mayawriting/codices/pdf/kings.pdf