color:red'>Вода
ключ от Эразма Ротердамского
из сочинения «Оружие христианского воина»
То, в чем есть некоторая жестокость и шероховатость, выражает
тайну под прикрытием букв. Вроде поверхности стручка: если кто-нибудь
дотронется, то что может быть жестче и неприятнее? Те, которые говорили:
"Этот язык грубый. Кто может его слушать?" - вкусили только оболочку манны.
Докопайся до смысла духовного - нет ничего слаще, ничего сочнее! Манна
значит для евреев больше. Что? То, что она прекрасно согласуется с
божественным Писанием, в котором нет ничего пустого, ни единой йоты,
недостойной исследования, недостойной восхищения, недостойной вопроса: "Что
это?" Святой Дух обычно называет знание божественного закона водой. Ты читаешь о водах обновления, которыми прославил себя Давид; ты читаешь о водах, которые мудрость изливает на начала всех путей; ты читаешь о том
тайном потоке, вступив в который Иезекииль не мог перейти его вброд, ты
читаешь о колодцах, которые вырыл Авраам, которые были засыпаны
филистимлянами, а Исаак восстановил их снова; ты читаешь о двенадцати
источниках, у которых отдыхали израильтяне, утомленные сорокадневным
переходом. И в Евангелии ты читаешь о колодце, у которого сидел Христос,
усталый от перехода, ты читаешь о водах Силоя, к которым Он посылает
слепого, чтобы тот обрел зрение. Читаешь о воде, налитой в таз для омовения
ног апостолов. Но я не стану перечислять по отдельности. В Писании, полном
тайн, часто упоминаются колодцы, источники, реки только для того, чтобы
побудить нас тщательно исследовать неявный смысл. Ведь что такое вода,
скрытая в артериях земли, как не тайна, прикрытая словом? Что такое вода,бьющая ключом, как не тайна добытая и объясненная? Разве нельзя назвать потоком то, что очень широко распространяется для поучения слушателей?