философский огонь

Послание Яна Понтануса, касающееся Камня, называемого Философским.1

Перевод Глеба Бутузова.

Я, Ян Понтанус, повидавший многие страны и княжества в поисках истинного понимания того, что такое Камень Философов, после того, как обошел все стороны света, могу сказать, что я не встретил никого, кроме ложных философов и шарлатанов. Тем не менее, я постоянно изучал книги Мудрецов и, подпитывая таким образом свои сомнения, в конце концов пришел к истине; однако, даже обладая знанием материи, я ошибался добрых две сотни раз прежде, чем научился практике и операциям, совершаемым с этой материей2.

Прежде всего, я начал свои операции по разложению Тела этой материи, и по исходу девяти месяцев ничего не получил. Я помещал ее на водяную баню несколько раз, и все равно терпел поражение. Я держал ее на огне кальцинации в течение трех месяцев, и это тоже

© 2004 G. Butuzov                                                1


было ошибкой. Я испробовал все виды и способы дистилляции и сублимации, следуя всему, что говорят - или кажется, что говорят -Философы Гебер, Архелай, и многие другие, но опять-таки я ни к чему не пришел. В итоге, я перепробовал все вообразимые способы совершенствования этой материи Алхимического Искусства, используя навоз, водяную баню, угли, и тысячи других разновидностей огня, которые Философы упоминают в своих книгах; но ничего хорошего у меня не вышло.

По этой причине я вновь посвятил три года изучению книг Философов, в особенности же трудам Гермеса, в скупых словах которого содержится весь магистерий Камня, хоть и говорит он довольно туманно о вещах верхних и нижних, о Небе и о Земле.

Все наши старания и умения, таким образом, сводятся к знанию истинной практики Первой, Второй и Третьей работы. Здесь никоим образом не используется водяная баня, навоз, угли, или какой-либо иной огонь, о котором нам нашептывают Философы в своих книгах.

Итак, что же это за огонь, который совершенствует и завершает Делание от начала и до конца? Без сомнения, все Философы скрывают его; однако же, я, поддавшись состраданию, приведу вам описание Магистерия во всей полноте.

Камень Философов уникален и един, но сокрыт и замаскирован множеством различных имен, и прежде, чем ты сможешь узнать его, тебе придется потратить немало сил; с трудом ты найдешь его силой своего таланта. Он [Камень] водяной, воздушный, огненный, земной, флегматичный, холеричный, сангвинический и меланхолический.3 Он ульфур и одновременно Быстрое Серебро.4 Он обладает многими излишками, которые, я клянусь Богом живым, превращаются посредством нашего Огня в истинную и единую Сущность. Тот же, кто отделяет что-либо от нашего предмета, считая, что это необходимо, тот, вне всяких сомнений, ничего не понимает в Философии.5 Потому что все излишнее, нечистое, скверное, мерзкое и мутное, как и вся субстанция нашего предмета целиком, совершенствуется до состояния

© 2004 G. Butuzov                                               ?


фиксированного духовного тела посредством нашего Огня. Этого Мудрецы никогда не открывали, по каковой причине очень немногие люди овладели нашим Искусством, так как обычно считается, что от нечистого и скверного нужно избавляться.

Теперь, исходя из сказанного мной, можно увидеть и разобрать свойства нашего Огня, каким образом он взаимодействует с нашей материей, и как он преобразуется с ней.6 Этот Огонь не сжигает материю, он ничего не отделяет от нее, не разделяет и не отдаляет друг от друга части чистые и нечистые, как об этом говорят Философы, но превращает весь предмет Делания в чистую материю. Он не сублимирует в том смысле, в каком говорят об этом Гебер и Арнольд7, а также все остальные, рассуждающие о сублимациях и дистилляциях. Он образуется и совершенствуется в короткое время.

Это Огонь минеральный, ровный и постоянный, он не испаряется, если не доводить его до излишнего воспламенения; это часть Сульфура, но его происхождение лежит за пределами материи. Он разрушает, растворяет, коагулирует и кальцинирует все вещи; его трудно найти, как стараниями, так и при помощи Искусства. Этот Огонь - краткая суть и резюме всего Магистерия; не нуждаясь ни в чем постороннем даже в самой малой степени, этот Огонь горит сам по себе и поддерживает умеренное тепло; с его помощью Делание достигает совершенства и его воздействия вполне достаточно для того, чтобы осуществить все необходимые сублимации.

Все, что можно найти у Гебера и других Философов, даже если читать сто миллионов лет, не поможет понять его, так как этот Огонь можно открыть только путем глубокого сосредоточения мысли; только лишь после этого станут понятны книги, и никак иначе. Эксперименты в нашем Искусстве сводятся к поискам этого Огня, который превращает материю в Камень Философов. Таким образом, научись этому Огню, потому что если бы я нашел этот Огонь с самого начала, я бы не совершил две сотни ошибок, обладая правильной материей. Именно по этой причине у меня не вызывает удивления тот факт, что

© 2004 G. Butuzov                                                Я


множество людей не смогли довести работу до завершения. Они ошибались, ошибаются и будут ошибаться в отношении того агента, который Философы находят в единственной вещи, названной Артефием8, но он говорил только для них. И если бы не эта вещь, о которой я прочитал у Артефия, и которую я понял и уразумел, я бы никогда не смог придти к завершению Магистерия.

Практика же такова: следует взять материю с надлежащей осторожностью, растереть ее физически и поместить в огонь, то бишь в печь; но также следует знать силу и пропорцию огня. Суть в том, что внешний огонь должен зажечь Огонь материиогда этот Огонь сам, без малейшего участия оператора, за короткое время уверенно завершит все Делание. Потому как он разлагает, разрушает, оплодотворяет и совершенствует весь Магистерий, заставляя проявиться три главных цвета - черный, белый и красный. И посредством нашего Огня лекарство, если его вновь соединить с сырой материей9, умножается не только количественно, но и в отношении меры его добродетели.

Таким образом, всеми силами своего духа ищи этот Огонь, и ты достигнешь поставленной цели, потому что именно он осуществляет все Делание, и он является ключом всех Философов, который они никогда не открывают в своих книгах. Если ты погрузишься глубоко в рассуждения о свойствах вышеописанного Огня, ты узнаешь его, но никак иначе.

Итак, поддавшись состраданию, я написал это послание, и, чтобы вполне быть удовлетворенным написанным, я должен напомнить, что Огонь не трасмутирует вместе с материей, о чем было упомянуто выше. Я говорю это, желая отвратить осмотрительных от подобных вещей, чтобы они не тратили безо всякой пользы свои деньги, но знали заранее, что нужно искать, и, посредством этого, пришли к истинному пониманию Искусства, и ни по какой иной причине.

Храни вас Бог.

 

 

© 2004 G. Butuzov                                                         4


1        Этот трактат, несмотря на его крайне малый объем, наряду с Тайной Книгой Артефия считается
ключевым для понимания сути сухого пути. На него ссылаются такие философы, как Ириний Филалет
(см.
Marrow of Alchemy и  Breviare of Alchemy), Фулканелли, Канселье и другие. Он впервые был
опубликован на латыни в 1602 г. в составе первого издания Theatrum Chemicum , стр. 734) под
названием
Epistola in qua de Lapide quern Philosophorum Vocant. Известны его многочисленные
рукописные версии на французском языке, некоторые из которых датируются
XVI веком (что все же
весьма сомнительно). Однако, этот вопрос не столь принципиален, поскольку никаких расхождений
между латинской и французской версиями нет. Неясной остается идентичность автора: можно
предположить, что трактат был написан датчанином Яном (Иоганном) Исааком Понтанусом (1571 —
1639), учеником Тихо Браге; вполне возможно также, что анонимный автор просто воспользовался
именем датского ученого.

2        Понтанус напоминает нам, что Тайный Огонь Философов представляет собой второй Великий Аркан
герметической Философии после Первоматерии Делания. Знание этих двух арканов является
sine qua
поп Магистерия, и приступать к работе, не раскрыв их, «все равно что пытаться ходить, не имея ног»,
как заметил по этому поводу Михаэль Майер.

3        Камень, как Квинтессенция (quita-essentia), представляет из себя идеальный баланс или центральную
точку всех кватернеров, в данном случае представленных в виде четырех стихий и четырех
темпераментов.

4        Следует напомнить, что Первоматерия Делания едина, и разделение ее на Сульфур и Меркурий носит
условный характер. Эта условность приобретает черты реальности только лишь на определенной
стадии герметических операций.

5        Это предложение на превый взгляд до основания «разрушает» основную концепцию Алхимии как
отделения нечистот от чистой субстанции (см. напр.
Martinus Rulandus. Lexicon. Frankfurt, 1612).
Однако надо заметить, что это впечатление ложно, и по сути Понтанус ни в чем не противоречит
герметической классике. Просто он довольно смело срывает маску с дословного понимания
алхимического очищения, стирок и т.д., каковое на протяжении столетий было характерно для
пафферов (и надо сказать, присуще им по сей день).

6        Ответ на вторую половину вопроса Понтанус дает в самом конце послания.

7        Имеется в виду Arnoldus de Villa Nova.

8        Понтанус имеет в виду описание Огня Философов, данное Артефием в его Тайной Книге.

9        Здесь идет речь об операции Multiplicatio, которая заключается в повторном растворении полученной
красной тинктуры в первичном Меркурии. При этом последний также превращается в тинктуру,
однако уже обладающую достоинством Философского Камня. Эта операция имеет некоторые
особенности, описывать которые здесь неуместно.

© 2004 G. Butuzov

Hosted by uCoz